Фольклор

На все чудесные края,
Что за лесами, за морями,
Моё родное Заполярье
Не променяю в жизни я.
Лишь там прекраснее живётся,
Где есть отеческий порог.
Что мне на свете остаётся?

Семь расставаний,
Семь дорог,
Семь бесконечных дней недели,
Семь дуг, повисших над рекой,
Семь звёзд Медведицы на небе,
Семь гор над северной тайгой.

Всё это память днём и ночью
Хранит во сне и наяву,
Пока живу в сторонке отчей,
Пока живу,
Пока живу...

О.Воронова

Это стихотворение пронизано любовью к родному краю. Действительно, как можно не любить край, в котором столько загадочного... Где ещё можно встретить бесчисленное множество озёр и рек. Зимой увидеть красивейшие переливы северного сияния, где такие долгие, тёмные полярные ночи и ясные полярные дни? Конечно же у нас – на Севере!

Максим Горький говорил: «Помни, мира не узнаешь, не зная края своего». Но сначала обратимся к истории.

К XII веке на берегах Волхова расцвёл замечательный русский город Великий Новгород. Среди торговых людей нет-нет да и слышалось таинственное слово «Тре». Так новгородские купцы называли наш край и рассказывали, что обитатели Крайнего Севера «не имеют ни оружия, ни лошадей, трава – их пища, шкура – одежда, земля – постель. Но они считают себя счастливее всех тех, кто вздыхает над плугом, устаёт при постройке домов, мучается страхом за своё имущество и жаждой наживы»...

В то время русские крестьяне и ремесленники часто уходили с Новгородских земель от притеснений бояр и купцов. На богатой рыбой и зверем Кольской земле мечтали эти люди найти лучшую долю. Так в 1466 г. на берегу Белого моря появились первые русские поселения Умба и Варзуга, жителей этих поселений стали называть поморами.

Всего на Кольском полуострове проживает 26 народностей, среди них саами, коми, ненцы, чукчи, поморы... Каждая из них имеет свою культуру, а также оказывают друг на друга влияние. Но каждая из народностей стремится сохранить свои обычаи и традиции, которые опираются на фольклор.

Нельзя не согласиться с К. Ушинским, назвавшим фольклор «опытом русской народной педагогики» и считавшим, что «состязаться с педагогическим гением народа невозможно».

Действительно, обратившись к пословицам и поговоркам убеждаешься, что только талантливый педагог мог отлить в форму коротких изречений явления природы, хозяйственные предметы, наблюдения за трудовыми процессами.

Много поговорок и пословиц сложили они о море и труде рыбаков. В них – следы далёкого прошлого, мудрость, остроумие, переживания народа. 

Наше поле – море.

И радость, и горе помору – все от моря. Море кипит - рыбу сулит.

Море пахать – рукам спокою не видать.

Море закалку даёт и телу и сердцу.

Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом силен.

Кто на море не бывал, тот и горя не видал, а кто побудет, тот никогда не забудет.

Едешь на сутки, я хлеба бери на неделю.

Закинешь добро за вараку, всегда найдёшь на руку.

Пословицы, в силу того, что возникли они на бытовой основе, живут полнокровно, играя всеми своими красками, только в народной речи.

Характерными признаками поморского диалекта русского языка, поморского говора являются:

скандинавских языков в лексике,

Как говорят в Поморье – можно судить по диалогу.

На пороге дома появляются занесённые снегом фигуры:

- Не мало ли Вас, не надо ли нас?

- Здравствуйте. Здравствуйте, проходите да хвастайте. Небось замёрзли?

Скидывайте скорее одежду-то, у нас тепло. Сейчас самоварчик поставлю. Гости раздеваются, усаживаются, начинается разговор.

- Ну, как Маланья? Как ребятишки? Все ли здоровы?

- Ничего, все здоровы. Маланья-то ещё потолстела, в дверь не пройдёт. Вот уж бабочку вдоль да поперёк бог не поберёг.

Самовар на столе. Хозяйка достаёт лепёшки, шаньги, ватрушки.

- Кушай, Федосьюшка, кушай, Танюша, – угощает хозяйка, чего беречь-то? Едомому товару недолог век.

- Спасибо, матушка, не потчуй, не трудись. Сказала – и ладно. Один раз дорог, не надо сорок.

Немало дал Север сказителей, подлинных художников слова и исполнения. Сегодня в гости к нам пришла Марфа Семёновна Крюкова.

- Марфа Семёновна, может быть расскажете нам сказку?

Наиболее любимы в Поморье во все времена были длинные волшебные песни и сказки приключенческого характера. Обычно главный герой таких сказок — бедняк. Не менее распространены сказки с главным героем-женщиной. Наравне с мужчиной она делит все испытания и оказывается чудесной его помощницей. 

Хороший сказочник пользовался в Поморье большой популярностью. До недавнего времени он скрашивал вынужденный досуг поморов во время длительных морских и рыболовных промыслов. 

- Сказок я много умела, но не помню. Длинны, болыпи, дак, не помню. Ребята-та каждый вечер спокою не дали: «Бабушка, сказывай нам скаску». Ну, вот, правда, я им сказывала.

Был-жил старик со старушкой. Жыли на тонюшки (жилище рыбаков). Ловили они рыпку. Рыпки наловили много и задумали поехать домой. Оставили на столе соли, хлеба и ложочку. Говорят, поедет какой человек, пройдены, прохожый, да, поест, поьёт. Ну вот и оставили. Уехали домой.

Прибежала Мышка – Коротеньки Ножки. Ета Мышка-Норушка сталош есь ету кромушку. Долгонько ела. Зделала лодочку. Поташыла ету лодочку и поехала по озёрышку.

Тут бежит Зайка-Побежайка и крычит: «Чьё это судёнышко по озеру бежит, да как его хозяина по имени зовут?» - «Мышка-Коротеньки Ножки, Толсты Стегоньця!» - «Пусти-ко меня в лодочку, по серёдочку!» - «Нет,- говорит Мышка - не пущу: ты меня съеб !» - «Не съем, не съем. Пусти!»

Поехали трое. Ехали-ехали. Бежыт Медьветь-Кожомяка и крычит: «Чье это судёнышко по озеру бежыт, да как его хозяина по имени зовут?»

- «Мышка-Коротеньки Ножки, Толсты Стегоньця!» - «Пусти меня.» - «Нет, нет, ты меня съеш! Не пущу, не пущу!» Ну вот и не пустила. Огорцился Медьветь – поплыл к ним. Лапку набросил – лодочку роз, хэ-хэ, розломал. Мышка поплыла на бережок, Зайка и волк тожэ. А Медьветь-ко донышку. Вот и скаска фся. Большэ не умею!

Еще один жанр поморского творчества – загадки - первоначально имели культовое значение, были связаны с поверьями и обрядами. Они нередко отражали природные и хозяйственные приметы, были спутниками промыслов, посиделок и детских игр. К XIX– XX вв. загадки приобрели эстетический и познавательный смысл, стали средством развития сообразительности. Долгими зимними вечерами собиралась поморская молодёжь у какой–нибудь бабушки на беседы, а предлагавший загадку старался удивить слушателей. Как говорили в Поморье «Загануто нехитро, да догадаться непросто». Как ни сложны были загадки, всё равно находились мастера их разгадок.

Дом шумит, хозяева молчат. 

Пришли люди, хозяев взяли, 

А дом в окно ушёл (Рыбная ловля)

 

Села курица на вешалы, 

Крылья  до земли повешаны. (Рыболовные сети)

 

Мал маличок мостил мостичок 

без жердей, без кольев, без топора. (Мороз)

 

Уродился зверь от мая месяца,  от бурых четвергов, верховых пятниц.  Не ест ни утки в поле, ни рыбки в море.  Ест коня да оленя, да полчеловени (Комар)

 

В лесу родилась, в воде живет (Лодка)

 

Не зверь, а с хвостом, 

не птица, а с крыльями (Рыба)

 

Не море, не земля,  корабли не плавают, и ходить нельзя (Болото)

 

По морю идет, идет, 

а до берега дойдет и тут же пропадет (Волна)

Скупое дерево ягоды жалеет, потому краснеет. (Рябина)

У окна целый день стоит, шага не сделает. (Стол)

Кто спать ложится осенью, а просыпается весной. (Природа, медведь)

Лес бежит – земля дрожит. (Оленье стадо)

Горит без дров, без керосина, без дыма. (Солнце)

Без рук, без ног, а в небо лезет. (Дым)

Кто по снегу, по траве, носит дерево на голове. (Олень)

Не живой, а живого ловит (Капкан)

 

 Золотыми зёрнами устного народного творчества были и колыбельные песенки – байки. Лежит дитя в зыбке, а его качают и поют:

 

Песенки – горошинки,

Пою их для Алёшеньки,

Чтоб помнилось Алёшеньке,  Каки они хорошеньки.

 

Баю – бай! Баю – бай!

Рыбка – сёмга, приплывай. Рыбка – сёмга, приплывай,  Алексейку поджидай.

Алексейка подрастёт

С татой на море пойдёт 

Станет рыбку он ловить, Станет маму он кормить.

 

Я качаю, зыбаю, 

Отец пошёл за рыбою, 

Мать пошла уху варить, 

Дедка в лес дрова рубить,

Я должна бельё стирать,  А Алеше надо спать., Баю – бай, баю – бай!  Поскорее засыпай! 

 

А ещё поморы говорили: «Морем живём  –  ему и песни поём». Лирические, долгие, протяжные, они соответствовали неспешной жизни, исполнялись и на вечерних посиделках – «Эта песня досюльня, отлого поётся, её одной не взять, духу не хватит», и рыбаками в море – «Наши долги песни тяжелы, одному не вытянуть, их надо голосами выводить, тогда хорошо, а одному и заводить нечего».

Под песни и хороводы на праздниках водили. Поморы – неземледельческое население, жившее исключительно на побережье. Род занятий мужской части населения, их длительное отсутствие (три четверти года они проводили в море, на промыслах, вдали от дома) привел к тому, что на Поморском берегу хороводная традиция стала преимущественно девичьей. Над парными играми, повсеместно распространенными в других, не «морских» регионах, возобладали девичьи орнаментальные хороводы и хороводы шествия, исполняемые под пение песен.

Красна девица вила кудёрушки
Да на реке оставила ведёрышки.
Раз, два, люблю тебя, люблю тебя,
Да на реке оставила ведёрышки.

Скажи, мила, ненаглядная.
Да почему ты ненарядная.

Потому не нарядился,
Что за водой поторопился.

Пели на праздниках и частушки - короткие речитативные песни-прибаутки, лучшие из которых передавались из поколения в поколение.

 

  1. Я бы пела и плясала Ноченькою тёмною. Начинай, поморка, песню, Самую любимую.

 

  1. Море, море, морюшко, Золотое донышко,

Серебряны бережка,

Верните с промысла дружка.

 

  1. Наш Егор да Борис
  2. Из-за рыбы подрались.

Ты, мочало, ты, мочало,

Начинай-ка всё сначала

 

  1. От крутого бережка
  2. Лодочка отъехала,

Вы кажите дорогому, Что на лов уехала.

 

  1. Хорошо рыбу ловить,

Котора попадает;

Хорошо парня любить, Который уважает.

 

  1. Скучаю, дролечка, по вам,

Как сера утка по волнам,

Бела рыба по воде, –

Скучаю, дроля, по тебе.

  1. От крутого бережка
    Лодочка отъехала,
    Вы кажите дорогому,
    Что на лов уехала.
  2. Дроля к промыслу поехал,
    Ночь была туманная.
    Дроля клюшкой мне махал –
    Прощай, моя желанная.
  3. Не над морюшком ли зорюшка
    Румяная встаёт?
    Не моё ли красно солнышко
    С путинушки плывёт?
  4. Море, море, морюшко,
    Золотое донышко,
    Серебряны бережка,
    Верните с промысла дружка.

Особое место в фольклоре занимают обряды. Обряды относятся к древнейшим элементам человеческой культуры. Их история свидетельствует о том, что потребность в художественно-символическом оформлении важных событий жизни общества и отдельных людей – это объективная потребность.

Самым древним и любимейшем обрядом не только для помор, но и для всех живущих на земле людей является свадьба.

Так как поморы являются выходцами с Новгородских земель, то и в основе поморской свадьбы лежит русский свадебный обряд.

Как драматическое действо, свадьба сложилась к середине XV века. Традиционно, последовательность свадебного обряда такова:

  1. Сватовство – когда выбирают невесту и засылают сватов.
  2. Рукобитие – сговор между родственниками о назначении дня свадьбы.
  3. Девичник – где невеста прощается с вольной жизнью.
  4. Венец – венчание.
  5. «Приводный стол», к которому приглашают плакальщицу.

Свадьба в прошлом была не только самым ярким воспоминанием в жизни женщины, но и самым запоминающимся событием для всех (тех), кто принимал в ней участие.

Это был своего рода спектакль, который длился около недели. Посмотрим снебольшую сценку из него.

На столе самовар, угощения. Стук в дверь. Хозяйка открывает.

- Проходите-ко-ся, заходите-ко-ся, гостьюшки божоны, жаланная! Чай с дороги истомели с голоду, поди в дальной ознобилися с холоду. Вы разуйтеся, разболокайтеся, чайку пейте, разогревайтеся, на печь матушку повалитеся.

- А что вы не спрашиваетя, откуда мы, кто такие!

- А что спрашивать, дак. Надо будет – сами скажете, а не надобно – не раскажетё. Не обидемся, дак. Ну а кто такие – и так видать. Люди, целовеки, как мы. Вашо дело – по своему делу ездить, нашо дело – принять, накормить, отогреть, развеселить душу гостю, спать положить.

Всего на протяжении свадьбы пелось 64 песни, причём, на каждое свадебное действие приходилась своя песня. Например, песня «Скачет спиця по полицям»:

Скачет спиця по полицям,
Заскочила в коробицю,
Уж как все у нас белянки хорошенькие,
Одна у нас Настасья,
Заморася, запотрася,
Василий за ней ходит,
Брус мыла носит,
Котёл воды волочит,
Настасьюшке подносит!
Настасья, умойся,
Петровна, убелься.
Засветили свечку,
Вошли во горнечку,
Во горнечке столик,
На столике – коврик,
На коврике – юбка,
Настасья, голубка.
Стояла под венцем,
Да с Васильем молодцём!

Во время свадьбы гости развлекали друг друга не только песнями и прибаутками, но и играми. Поморская игра, которая называется «Козёл», имеет следующие правила:

Эх, шёл козёл дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашёл козу безрогую,
Безрогую козу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И горюшко размыкаем, размыкаем, коза!

Все игроки встают по кругу, в центре – ведущий. Игроки поют шуточную песню, а ведущий пятнает игроков. Когда в центре будет находиться нечётное количество игроков, звучит команда, по которой играющие в кругу должны разобраться по парам, оставшийся становится «козлом» и ведущим в дальнейшем.

Фольклор сопровождал человека от рождения до «могильной травы». Он пронизывал все его жизненные периоды и закреплялся в народной памяти.