Деревянное зодчество | Щепная птица |
Резьба | Береста |
Мезенская роспись | Пермогорская роспись |
Ракульская роспись | Борецкая роспись |
Пучужская роспись | Каргопольская игрушка |
Тетёра | Козуля |
Развитие деревянного зодчества на северной земле определило обилие строительного материала — ели, сосны, лиственницы. Дерево давало возможность возводить не только прочные, отвечающие жизненным условиям поморов строения, но и сооружения, удивительно красивые в художественном отношении.
Зодчими на Севере были поморы. Главным инструментом северных строителей был топор, именно им рубили, (в прямом смысле слова), и храмы и избы. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы «справлять» все дело одним топором, без плотничьих инструментов. Строительные приёмы оттачивались веками и передавались от поколения к поколению.
Жилые комплексы и храмовые постройки всех уголков нашего региона воссозданы в музее деревянного зодчества «Малые Корелы». В 25 км от Архангельска, на территории около 140 га сосредоточено 120 самых разноплановых строений — церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI — начале XX вв.
Надо отметить, что все творения северного зодчества отличало их естественное сочетание с северной природой.
Щепная птица — резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев.
Оперение и хвост этих птиц вырезались из расщепленной сосны, отчего птицы и назывались «щепными». «Характер» птицы зависит от «земной» жизни дерева: от условий произрастания сосны, количества солнечных дней в году.
Годовые кольца образуют текстуру птицы, неповторимый узор ее крыльев. По поверьям щепная птица приносит многие блага в дом. Кроме того, эта птица — символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме крестьянина в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью.
Резьбой украшали элементы жилища – подзоры, оконные наличники, убранства крылец, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, дуги, сани, посуду и другие предметы быта. Но нигде так не проявилось художественное творчество русского крестьянина, как в украшении русской прялки: «прялица», «прялица-кокорица» – так ее ласково называют на севере.
Резные прялки широко были распространены в Поморье и Каргополье. Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления — сиденье-донце. В ее художественное оформление вкладывалось много душевного тепла.
Северная игрушка относится к группе наиболее простых деревянных изделий, таких, например, как мебель из корневищ и развилок, выдолбленные ковши и чашки, простейшие орудия ремесла, вырубленные топором из массива. Северная игрушка, непосредственно связанная с плотницким делом, развивалась как побочная отрасль этого ремесла.
Огромное место в жизни русского человека занимает береста. Из бересты делали погремушки-шаркунки, люльки, лапти, шляпы. Из нее плели различную берестяную утварь: корзины, туеса, дорожные солонки, футляры для точила, поплавки для рыбной ловли, лодки-берестянки, коробочки для женских украшений. Часто всё это украшалось резьбой, росписью или теснением. Пластами бересты прокладывали потолочные матицы и нижние венцы сруба, чтобы уберечь избу от сырости и гниения, да тепла в доме добавить.
Занимались берестяным ремеслом по большей части зимой и весной, в свободное от сельскохозяйственных забот время. Самым распространенным предметом берестяного промысла в Архангельской области были туеса. Это заимствование из языка коми и происходит от слова той, что значит береста.
Пермогорская роспись — это роспись группы деревень, в частности, Пермогорье Красноборского района Архангельской области, известная с XVIII в. В палитре живописцев преобладают белый цвет фона и красный — основной цвет узора. Их оттеняют жёлтый и зелёный. Чёткость росписи придаёт лёгкий чёрный контур. Жанровые сцены, сопровождаемые надписями — отличительная особенность пермогорской росписи. Ещё один традиционный мотив — изображение сказочной птицы Сирин. Диапазон расписываемых предметов очень широк. Очень красочны прялки, люльки, санки, дуги. Мелкая роспись, словно ковром, покрывает всё изделие.
В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи. Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.
Борецкая роспись зародилась селе Борок в Виноградовского района Архангельской области, которое относится к наиболее древнему поселению, известному уже в XV веке Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный. Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы. Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.
Пучужская роспись распространена вокруг села Пучуга, расположенного севернее Нижней Тоймы, в 25 км от села Борок (Верхнетоемский район Архангельской области). Круг сюжетов достаточно широк. Здесь можно встретить и сцены крестьянского труда (прядение, кормление птиц, полевые работы и пр.), и сцены отдыха (чаепитие и др.). Нередко эти рисунки сопровождаются нравоучительными или ироническими надписями. Лопасть прялок, как и у борецких, трехчастная, в верхней части — окно золотого цвета, с причудливыми цветами, между ними — сказочная птичка. В средней части — «древо жизни» с витиеватыми ветвями, вписанное в арочную форму обрамления, по бокам также расположены птицы. В нижней части плоскости — на белом фоне — традиционный свадебный выезд с золотыми и зелеными конями и повозкой, на которой видна мужская фигура, свободное пространство между всеми описанными сюжетами заполнено узорами из красных скобчатых трав.
Каргопольская глиняная игрушка — самый узнаваемый и знаменитый бренд города Каргополя. С течением времени менялись методы и способы изготовления и оформления игрушки. Ее формы уходят в глубокую древность, имеют символический смысл и сохраняют оттенок древних верований.
Каргопольская игрушка — это одиночные фигурки, праздники, сценки из деревенской жизни, а также сказочные персонажи: фантастическое существо Полкан, Берегиня, игрушки в виде птиц. Часто фигуры имели символический смысл, культовое значение, участвовали в магических обрядах древнего человека. Сюжеты — это крестьянский быт и праздники, а также сказочные персонажи. Птицы были связаны с весенними обрядами — своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Поэтому игрушки в виде птиц — это, как правило, всегда свистульки.
Традиционная, узнаваемая и популярная северная выпечка – тетёры и козули.
Тетёра означает «солнце в доме», поэтому в день весеннего равноденствия, когда сходятся зима и лето, в деревнях Каргополья начинают печь тетёрки – витое печенье из теста, скатанного в жгуты. Его выкладывают в виде спиралей, решёток, кругов, растений и фигурок птиц. Показалось солнышко, значит идет весна, торопится, зиму подгоняет...
Северное обрядовое печенье хозяйки пекли к дню весеннего равноденствия. С ним ребятишки бежали на угоры закликать весну. Забирались повыше, протягивали ржаные узорные тетёрки к солнцу да звали его звонкими голосами: «Солнышко-высоколнышко, покажись! Солнышко-высоколнышко, нарядись».
Первый морской торговый порт России был основан в 1584 году в Архангельске. Здесь началась активная ярмарочная торговля с иностранцами. Таким образом, на Русском Севере появились корица и сахар, а на фоне слияния поморских и европейских традиций родилась красавица - Архангельская козуля!
В ней переплелись традиции обрядовых поморских и лешуконских козуль, но теперь уже с применением европейских пряностей. Архангельская козуля получила заслуженное внимание и привлекает внимание туристов до сих пор.