РЕМЕСЛА

Деревянное зодчество Щепная птица
Резьба Береста
Мезенская роспись Пермогорская роспись
Ракульская роспись Борецкая роспись
Пучужская роспись Каргопольская игрушка
Тетёра Козуля

 

Развитие деревянного зодчества на северной земле определило обилие строительного материала — ели, сосны, лиственницы. Дерево давало возможность возводить не только прочные, отвечающие жизненным условиям поморов строения, но и сооружения, удивительно красивые в художественном отношении.

Зодчими на Севере были поморы. Главным инструментом северных строителей был топор, именно им рубили, (в прямом смысле слова), и храмы и избы. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы «справлять» все дело одним топором, без плотничьих инструментов. Строительные приёмы оттачивались веками и передавались от поколения к поколению.

Жилые комплексы и храмовые постройки всех уголков нашего региона воссозданы в музее деревянного зодчества «Малые Корелы». В 25 км от Архангельска, на территории около 140 га сосредоточено 120 самых разноплановых строений — церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI — начале XX вв.

Надо отметить, что все творения северного зодчества отличало их естественное сочетание с северной природой.

 

Щепная птица — резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев.

Оперение и хвост этих птиц вырезались из расщепленной сосны, отчего птицы и назывались «щепными». «Характер» птицы зависит от «земной» жизни дерева: от условий произрастания сосны, количества солнечных дней в году.

Годовые кольца образуют текстуру птицы, неповторимый узор ее крыльев. По поверьям щепная птица приносит многие блага в дом. Кроме того, эта птица — символ солнца. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме крестьянина в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью.

 

Резьбой украшали элементы жилища – подзоры, оконные наличники, убранства крылец, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, дуги, сани, посуду и другие предметы быта. Но нигде так не проявилось художественное творчество русского крестьянина, как в украшении русской прялки: «прялица», «прялица-кокорица» – так ее ласково называют на севере.

Резные прялки широко были распространены в Поморье и Каргополье. Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления — сиденье-донце. В ее художественное оформление вкладывалось много душевного тепла.

Северная игрушка относится к группе наиболее простых деревянных изделий, таких, например, как мебель из корневищ и развилок, выдолбленные ковши и чашки, простейшие орудия ремесла, вырубленные топором из массива. Северная игрушка, непосредственно связанная с плотницким делом, развивалась как побочная отрасль этого ремесла.

 

Огромное место в жизни русского человека занимает береста. Из бересты делали погремушки-шаркунки, люльки, лапти, шляпы. Из нее плели различную берестяную утварь: корзины, туеса, дорожные солонки, футляры для точила, поплавки для рыбной ловли, лодки-берестянки, коробочки для женских украшений. Часто всё это украшалось резьбой, росписью или теснением. Пластами бересты прокладывали потолочные матицы и нижние венцы сруба, чтобы уберечь избу от сырости и гниения, да тепла в доме добавить.

Занимались берестяным ремеслом по большей части зимой и весной, в свободное от сельскохозяйственных забот время. Самым распространенным предметом берестяного промысла в Архангельской области были туеса. Это заимствование из языка коми и происходит от слова той, что значит береста.

 

Пермогорская роспись — это роспись группы деревень, в частности, Пермогорье Красноборского района Архангельской области, известная с XVIII в. В палитре живописцев преобладают белый цвет фона и красный — основной цвет узора. Их оттеняют жёлтый и зелёный. Чёткость росписи придаёт лёгкий чёрный контур. Жанровые сцены, сопровождаемые надписями — отличительная особенность пермогорской росписи. Ещё один традиционный мотив — изображение сказочной птицы Сирин. Диапазон расписываемых предметов очень широк. Очень красочны прялки, люльки, санки, дуги. Мелкая роспись, словно ковром, покрывает всё изделие.

В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи. Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.

 

Борецкая роспись зародилась селе Борок в Виноградовского района Архангельской области, которое относится к наиболее древнему поселению, известному уже в XV веке Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный. Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы. Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

 

Пучужская роспись распространена вокруг села Пучуга, расположенного севернее Нижней Тоймы, в 25 км от села Борок (Верхнетоемский район Архангельской области). Круг сюжетов достаточно широк. Здесь можно встретить и сцены крестьянского труда (прядение, кормление птиц, полевые работы и пр.), и сцены отдыха (чаепитие и др.). Нередко эти рисунки сопровождаются нравоучительными или ироническими надписями. Лопасть прялок, как и у борецких, трехчастная, в верхней части — окно золотого цвета, с причудливыми цветами, между ними — сказочная птичка. В средней части — «древо жизни» с витиеватыми ветвями, вписанное в арочную форму обрамления, по бокам также расположены птицы. В нижней части плоскости — на белом фоне — традиционный свадебный выезд с золотыми и зелеными конями и повозкой, на которой видна мужская фигура, свободное пространство между всеми описанными сюжетами заполнено узорами из красных скобчатых трав.

 

Каргопольская глиняная игрушка — самый узнаваемый и знаменитый бренд города Каргополя. С течением времени менялись методы и способы изготовления и оформления игрушки. Ее формы уходят в глубокую древность, имеют символический смысл и сохраняют оттенок древних верований.

 

Каргопольская игрушка — это одиночные фигурки, праздники, сценки из деревенской жизни, а также сказочные персонажи: фантастическое существо Полкан, Берегиня, игрушки в виде птиц. Часто фигуры имели символический смысл, культовое значение, участвовали в магических обрядах древнего человека. Сюжеты — это крестьянский быт и праздники, а также сказочные персонажи. Птицы были связаны с весенними обрядами — своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Поэтому игрушки в виде птиц — это, как правило, всегда свистульки.

 

Традиционная, узнаваемая и популярная северная выпечка – тетёры и козули.

Тетёра означает «солнце в доме», поэтому в день весеннего равноденствия, когда сходятся зима и лето, в деревнях Каргополья начинают печь тетёрки – витое печенье из теста, скатанного в жгуты. Его выкладывают в виде спиралей, решёток, кругов, растений и фигурок птиц. Показалось солнышко, значит идет весна, торопится, зиму подгоняет...

Северное обрядовое печенье хозяйки пекли к дню весеннего равноденствия. С ним ребятишки бежали на угоры закликать весну. Забирались повыше, протягивали ржаные узорные тетёрки к солнцу да звали его звонкими голосами: «Солнышко-высоколнышко, покажись! Солнышко-высоколнышко, нарядись».

Первый морской торговый порт России был основан в 1584 году в Архангельске. Здесь началась активная ярмарочная торговля с иностранцами. Таким образом, на Русском Севере появились корица и сахар, а на фоне слияния поморских и европейских традиций родилась красавица - Архангельская козуля!

В ней переплелись традиции обрядовых поморских и лешуконских козуль, но теперь уже с применением европейских пряностей. Архангельская козуля получила заслуженное внимание и привлекает внимание туристов до сих пор.