Экологические проблемы Архангельской области и их решения
Самой насущнoй экологической, экономической и социальной проблемой является проблема обращения с отходами производства и потребления.
Срочное и эффективное решение данной проблемы обуславливается необходимостью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения,
санитарной очистки городов и поселений, охраны окружающей среды.
В результате хозяйственной деятельности организаций Министерства обороны РФ, расположенных на территории Архангельской области,
произошло загрязнение земель, ранее использовавшихся войсковыми частями. Данная проблема особенно остро выражена в пос. Летнеозерский
(сельское поселение Покровской Онежского муниципального района), пос. Катунино, г. Мезень и также на территории государственного
природного заказника федерального значения «Земля Франца Иосифа».
В муниципальных образованиям все также отсутствует система организованного сбора и утилизации отработанных люминисцентных ламп.,
сбор отработанных шин. Остается нерешенной проблема по переработке медицинских отходов класса «Б», «В», «Г», которые должны обезвреживаться
и сжигаться на специальных установках. Наиболее серьезный ущерб окружающей среде наносят крупные промышленные предприятия. К их числу можно
отнести, предприятия по добыче полезных ископаемых: ОАО «Севералмаз», ОАО «Архангельское геологодобычное предприятие», ОАО «Северо – Онежский
бокситовый рудник» и др., целлюлозно-бумажные: ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Соломбальский ЦБК», машиностроительные: ОАО
«Производственное объединение «Севмаш» и ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», основных предприятий теплоэнергетики Архангельская ТЭЦ,
Северодвинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, а также испытательный космодром Министерства обороны РФ «Плесецк». Практически все из перечисленных крупнейших
предприятий Архангельской области свои отходы утилизируют с различными нарушениями. Это связано с тем, что большинство из них расширяет
свое производство, осваивает новые технологии и одновременно пренебрегает обновлением очистных сооружений. К тому же в области ежегодно
увеличивается удельный вес отходов, который попросту хоронится в почву или сливается в естественные водоемы без какой-либо предварительной
обработки. Не менее плачевной наблюдается ситуации и с утилизацией продуктов жизнедеятельности населения. Места, оборудованные для сбора
отходов в городе, часто не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. Не отвечают им и места городских свалок. Большинство из них не
оборудованы по ГОСТу и используются сверх установленных законом и санитарными нормами лимитом. Естественно, уровень загрязнения почвы и
поверхностных водоемов в местах свалок и прилегающих к ним территорий крайне высокий. К слову сказать, данную проблему область даже не
пытается решать. Она просто закапывает одну свалку и открывает другую, опять же не соответствующую нормам.
Проблему сбора, утилизации и размещения отходов, подлежащих вторичной переработке на уровне муниципальных образований, необходимо решать
путем организации мест сбора и утилизации отходов производства и потребления, а также складирования твердых бытовых отходов в
соответствии с санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями; необходимо решать путем создания эффективной системы управления
отходами, в частности, системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов.
Уровню загрязнения атмосферного воздуха правительством области должно уделяться не меньше внимания. Основными загрязняющими веществами
(ЗВ), определяющими высокий уровень загрязнения воздух Роспотребнадзор назвал диоксиды серы и азота, формальдегид, сероводород, сероуглерод,
етилмеркоптан и др. Наиболее загрязненными районами были названы крупные города области Архангельск, Новодвинск, Коряжма.
Аватотрансппорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Ситуация усугубляется тем, что численность его
постоянно увеличивается. Следует отметить также, что ОП ГУ ОАО «»ТГК-2 по Архангельской области в настоящее время не обеспечивает соблюдение
нормативов предельно допустимых выбросов вредных ЗВ в атмосферу по диоксиду азота и сернистому ангидриду (Архангельская ТЭЦ) и золе углей
(Северодвинская ТЭЦ-1). Проблемы могут быть решены при полном переходе предприятий на природный газ.
На предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности для снижения выбросов сернистого ангидрида, окислов азота и золы углей ведутся работы по
изменению топливного баланса комбинатов, но несмотря на практически полное выполнение мероприятий намеченных «Планом мероприятий по снижению
выбросов ЗВ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДН», проблемой комбинатов остается достижение нормативов выбросов сероводорода и метилмеркоптана.
Проблему высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха необходимо решать путем стабилизации и снижения техногенной нагрузки на окружающую
среду от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов, перехода на новые (более экологичные)
виды топлива, систематического контроля за влиянием выбросов загрязняющих веществ.
Особое внимание как отечественных экологических организаций, так и международных приковано к загрязнению водных ресурсов Архангельской области.
Большинство водных объектов Архангельской области имеет крайне высокий уровень загрязнения. Катастрофическая ситуация наблюдается в Северной
Двине( влияние целлюлозно-бумажных комбинатов ОАО «Архангельский ЦБК» (г. Новодвинск),ОАО «Соломбальский ЦБК» (г. Архангельск), ОАО «Группа
“Илим”» (г. Коряжма) ), по бассейну р. Онега( МП «Водоканал» ООО «Каргопольский водоканал»), по побережью Белого моря(ОАО «ПО “Севмаш”», ОАО
«ЦС “Звездочка”», Северодвинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2). Сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятий Архангельской области осуществляется
в поверхностные водные объекты, принадлежащие к бассейну Белого моря. От их состояния напрямую зависит ситуация в границах Белого моря и
Северного ледовитого океана. Очистные сооружения предприятий, если таковые вообще имеются, не отвечают современным нормам. В следствии чего,
ими сброшены органические вещества, нефтепродукты, фенол, метанол, формальдегид, железо, азот, аммоний. В такой ситуации поиск ресурсов
питьевой воды с каждым годом становится все более затруднителен. В ежегодном отчете Роспотребнадзор указывает, что санитарно- гигиеническим
требованиям отвечает не более 33% источников, вода из которых используется населением. Проблема загрязнения водных ресурсов Архангельской области
может быть решена повсеместным строительством современных канализационно-очистных сооружений.
С геологоразведочными работами и добычей всех видов полезных ископаемых связано воздействие на окружающую природную среду, зависящее от
степени нарушенности поверхности и ндр, загрязнения водной и воздушной среды. Степень этого воздействия при добыче минерального сырья
определяется мощностью добывающих предприятий. И применяемой технологии работы. Основными источниками воздействия на окружающую среду,
являются автотранспортные механизмы, промышленные объекты. Экологические последствия этого воздействия выражаются в образовании отвалов
извлеченных горных пород, в сооружении больших по объему и площади прудов-отстойникови хвостохранилищ; в сбросе загрязненных карьерных вод
в водные объекты; в выбросах в атмосферу пыли и загрязняющих веществ.
Основными направлениями природоохранных мероприятий в районе размещения горнодобывающих предприятий являются:
сокращения вредного воздействия отходов добычи и обогащения с высокими концентрациями химических элементов;
сокращения вредного воздействия сточных вод и охрана водных систем;
рекультивация территорий после завершения горно-обогатительной деятельности;
планирование технологических мероприятий с учетом особенностей природной геохимической структуры территорий и прогнозируемых характером выбросов;
организация и ведение мониторинга.
Космический мусор
Администрация Архангельской области и Министерство обороны РФ подписали договор «О порядке и условиях эпизодического использования районов
падения отделяющихся частей ракет на территории Архангельской области».
Всего в России три космодрома – «Плесецк», «Байконур», расположенный на территории Казахстана, и «Свободный» на Дальнем Востоке. Больше
всего работы традиционно достаётся военным космодрома «Плесецк», откуда осуществляются запуски различных типов ракетоносителей, а также
баллистических межконтинентальных ракет «Тополь» и «Тополь-М». Сегодня Россия осуществляет 20–25 космических пусков в год, в то время как
только с одного космодрома «Плесецк» в конце 70-х годов ежегодно проводилось 80-90 пусков.
Ступени ракетоносителей падают на землю в специально отведённых районах, причём не только на территории Архангельской области. Отработавшие
своё ступени и их фрагменты лежат в республике Коми, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, в Томской области. В нашем регионе 10
районов падения отделяющихся частей ракет в шести муниципальных образованиях: это Мезенский, Лешуконский, Холмогорский, Пинежский, Виноградовский
районы, а также Новая Земля. У каждого типа ракетоносителя – свой район.
«К сожалению, в России до сих пор нет общепринятой методики определения ущерба от ракетно-космической деятельности, – говорит заместитель
главы администрации МО «Мезенский район» Надежда Рядчина. – Работы в этом направлении ведутся давно, но конкретного результата пока нет. А
то, что падающие ступени действительно представляют опасность не только для здоровья, но и для жизни – у нас это даже не вызывает сомнения.».
На сегодня ни у районов, ни у области, ни у Минобороны нет достаточных средств для полной ликвидации и утилизации отделяющихся частей ракет.
И всё же нельзя сказать, что ничего не делается. До и после каждого пуска на место падения вылетают представители космодрома. Их задача –
проверить район падения перед пуском и обнаружить ступень и зафиксировать место её падения на карте после пуска, взять пробы на месте падения
и провести их анализ. «По результатам исследования воды и грунта на месте падения можно сделать заключение о том, нанесён ли вред природе. И
по договору теперь мы можем предъявить претензии космическим войскам за нанесённый ущерб», – рассказывает консультант комитета по экологии
администрации области Василий Воронин.
|
|