В современном мире в европейских странах искусство каллиграфии находит применение у художников и дизайнеров, как на бумаге, так и в виртуальной реальности, но потенциал этого искусства гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Научные эксперименты и исследования показывают, что искусство красиво писать оказывает сильнейшее влияние на наш мозг, а развитие чистописания и каллиграфических навыков способствует дифференцировке специализированных центров головного мозга.
Есть данные о том, что занятия этим непростым с точки зрения мозговых процессов делом не только положительно влияют на психологическое состояние, но и помогают в реабилитации после нейрофизиологических травм.
В чем состоит эффект каллиграфии и как усовершенствовать свой мозг с помощью изящного искусства, рассказал ученый, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем, заведующий лабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека Федерального агентства научных организаций Сергей Вячеславович Савельев.
"Как известно, наш мозг работает всегда, чем бы мы ни занимались. Разница лишь в том, какие его области в этом задействованы и к каким из них осуществляется приток крови в этот момент. Все в мозге происходит за счет установления и разрывания нейронных связей, и в процессе занятий письмом морфогенез этих связей идет быстрее, их становится больше. Между прочим, кровообращение в разных случаях может увеличиваться до двух с половиной раз.
Но у мозга есть важная особенность – он работает только по востребованности. Если вы будете бегать по утрам, то улучшите только кровоток и состояние в двигательных областях, которые управляют вашими конечностями. Вы будете прекрасно координированным человеком, потому что в тех областях нейроны погибать не будут. Зато во всех остальных – будут.
Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки.
Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большее количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм".
"В других занятиях, где задействована мелкая моторика, нет смыслового содержания. Каллиграфия – единственная деятельность, где смысл, выраженный словами, заставляет сорганизовать мозг таким образом, чтобы занять свои когнитивные способности, предсказание результата, пространственное осмысление и физическое воплощение. Таких "игрушек" больше нет.
Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях, например шахматах. Нужны тонкие и точно координированные движения. Эксперименты показали, что именно при тонких движениях "включается" множество полей, в том числе на медиальной зоне мозга. Это очень полезный центр, который связывает рассудочное мышление, что мы определяем как осознание, когнитивные способности, и лимбическое – инстинктивно-гормональный центр. Эта зона связи между ними и ее активизация крайне важны. Именно поэтому дети, написав чистенько страницу и не допустив помарок, испытывают такое "райское наслаждение": в этой задаче предполагается результат, и огромное количество нейронов, задействованное на границе гормонального и рассудочного в мозге, дает им ощущение наслаждения.
В Японии сотрудники некоторых компаний занимаются в обед каллиграфией – для этого приглашается специальный учитель. За счет таких тренировок и увеличения нейронных связей у человека повышается вероятность инсайта, озарения, более эффективного принятия решения. Но для этого нужно заставлять мозг работать, и лучше, если при этом создаются непростые задачи, такие, как каллиграфическое написание".
"У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся – как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные.
Есть такой интересный пример из мира животных: над одной из разновидностей моллюсков проводили эксперимент, показывающий разницу в развитии в обогащенной или обедненной среде. Такая же среда существует и у наших детей, если рассмотреть, например, тех, кто занимается каллиграфическим написанием, и тех, кто предпочитает все время проводить за компьютером.
На моллюсках эти процессы лучше видны – нейронов у них мало, можно сосчитать по пальцам, мало и самих синапсов, то есть связей. В ходе эксперимента одного моллюска посадили в белый пустой контейнер и кормили до отвала. Другого посадили в контейнер, где камни, сучки и коряги – сложная среда, где нужно самому добывать себе пищу. Через некоторое время исследовали головные ганглии этих простейших существ, и оказалось, что у второго теперь почти в два раза больше нейронных связей.
С каллиграфией та же история – ее можно назвать противодействием "отупению", которое приводит к разрушению личности. Каллиграфия и есть тот редкий случай "обогащенной среды", в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей.
В разных странах эту идею успешно реализуют в школах и университетах. Например, во многих привилегированных школах США есть обязательное занятие чистописанием час в неделю.
В Китае у студентов развивают организацию мозга и дисциплину с помощью письма. На эту тему проводились исследования в американском Университете Вандербильта – сравнивали результаты по разным дисциплинам у двух групп студентов – одних учили каллиграфии, других – нет. В первой группе успеваемость повышалась на внушительные показатели – от 50 до 80 процентов.
Похожие опыты проходили и в Вашингтонском университете с учениками 2–4–6-х классов. Результаты учеников, которых учили излагать свои мысли в тексте, написанном от руки на занятиях по каллиграфии, показывали результаты на порядок выше остальных".
"Для того чтобы у человека в жизни проявилась хоть какая-то способность, соответствующие зоны мозга должны хотя бы присутствовать и быть развитыми.
Специализированные поля лобной доли коры головного мозга являются основой индивидуальных способностей к письму, а для каллиграфии нужна еще развитая зрительно-моторная координация.
Исследования показали, что индивидуальная изменчивость полей лобной области у разных людей может достигать многократных различий, и речь здесь не идет о 10 и даже не 50 процентах – размеры этих полей могут различаться в разы. Поэтому один может быть каллиграфом, а другой нет – в случае, если эти поля особо маленькие. В каждом школьном классе наверняка найдется ребенок, с которым сколько ни работай, писать он не будет или не может.
Ведь если представить себе процесс каллиграфического написания с точки зрения работы мозга, мы сразу увидим, насколько он сложный. Даже чтобы написать хотя бы одну букву, надо прежде всего знать, как она пишется, представить ее в слове, сцепить с соседними буквами. А написать осмысленный текст из 5 слов – это и вовсе огромная задача, которая подразумевает когнитивное предположение, построение прогноза осмысленного текста, а потом и его виртуозного исполнения. Здесь важно понимать, что у нас в природе и в человеческой жизни нет другого такого дела, чтобы были интегрированы и осмысление, и сложнейшая моторика, и память, и точнейшая координация всех этих систем. Чтобы у ребенка все это заработало, его нужно учить писать, это самый верный способ заставить дифференцироваться нейроны. Ведь все эти сто тысяч связей не берутся с потолка".
"Если вы хотите использовать каллиграфию в "лечебных" целях, то сначала, конечно, нужно пройти минимальный курс – 2–3 часа в неделю на протяжении полутора месяцев, например. Просто чтобы вас научили, как это делать. Дальше вы вполне сможете прибегать к этому от случая к случаю, и эффект будет. Особенно это будет полезно тем, кому трудно сосредоточиваться или работать с долговременными проектами.
Более того, занятия каллиграфией особенно полезны в зрелом возрасте. Многим людям в преклонные годы уже сложно вести активный образ жизни, поэтому интеллектуальные упражнения, сопряженные с тонкой моторикой и осмысленным письмом, здесь особенно актуальны. Отличный способ сохранить свой мозг и избежать деменции".
Даже для тех, кто все-таки не может оторвать себя от электронных устройств, есть способ приобщиться к чистописанию. Приложение для смартфонов Calligraphy позволяет выбрать ширину кисти или даже перьевую ручку для нанесения каллиграфических надписей и рисунков. Работать, конечно, придется упрощенно – пальцем или стилосом.
Программа "Каллиграфия "Учитесь писать" представляет собой электронные пунктирные прописи для детей на английском языке. Можно учиться писать буквы из алфавита, следуя за пунктирной линией, соотнося получившиеся слова с картинками объектов.
"Спиральный корректор" – приложение для людей, которые хотят улучшить свой почерк и развить мелкую моторику, по крайней мере, так утверждают создатели. Индикатор в программе фиксирует вашу точность рисования, а настройки позволяют регулировать толщину и каллиграфический эффект пера.