Рабочее место
Каллиграфия требует сосредоточенности, уюта и тишины. Хорошо иметь свой уголок и стол только для занятий шрифтом, где-нибудь у окна, с удобным дневным и вечерним освещением. На столе должно быть достаточно места, чтобы разместить планшет и пюпитр для письма, размером 50х70 см, инструменты, бумагу. Лучше иметь пюпитр с изменяющимся наклоном. Потребуется ещё один черновой лист — для пробы пера и чтобы не загрязнять оригинал.
Бумага
Для каллиграфических работ чаще всего используется гладкая, лощеная бумага. На гладкой бумаге ширококонечное перо полнее раскрывает себя, штрихи прописываются чётко.
Хорошая бумага вдохновляет художника. Обращаем ваше внимание на то, что в каллиграфии всегда нужно, прежде чем провести первый штрих, посмотреть на весь лист, не только оценивая его физические качества, но и как на изобразительную плоскость. Сначала представить себе, что будет на нём написано, подумать, как расположить будущие элементы в его прямоугольнике, как будут работать чистые поля бумаги вокруг изображения.
Поскольку в настоящее время производится очень много сортов специальной каллиграфической бумаги и привести все названия или марки невозможно, существует целый ряд аспектов, на которые нужно обращать внимание при покупке бумаги:
Чернила
Лучшей считается китайская тушь в виде брусочка. Её растирают на специальном камешке или на матовом стекле с небольшим количеством дистиллированной воды. Она не только хорошо стекает с пера, но имеет красивый бархатный тон. Тушь во флаконах нужно обязательно разбавлять водой, иначе из-за её густоты на буквах получаются грубые наплывы, уродующие их. Время от времени встряхивайте флакон с тушью и чернилами. В продаже можно найти специальные каллиграфические цветные чернила. Они легко сходят с пера, приятны по цвету.
Но хочется посоветовать, чтобы начинающие сами стремились изготовить чернила, используя копоть, кору разных деревьев, кожуру грецкого ореха, граната и т. д. Таких подчас неожиданных и нежных тонов, какие получатся у вас, в продаже не существует.
Существует множество видов туши в зависимости от состава входящих в неё переработанных смол, и каждый вид имеет свои особенности в оттенках цвета, блеске, растворимости в воде и т. п.
Основные составляющие туши — самые различные смолы и растительные масла: смола тунгового дерева, сосны, конопляное масло и т. д. Сажа от пережжённой смолы специальным образом обрабатывается, прессуется в плитки или бруски и выдерживается от нескольких месяцев до года и более.
Сами плитки или бруски туши часто бывают красиво оформлены и зачастую представляют собой меленькие произведения прикладного искусства. На брусках делаются рельефные изображения цветов, драконов или птиц, применяется золочение. Дорогие сорта туши часто кроме изысканного оформления имеют ещё и специальные футляры, отделанные шелком, лаком и т. п.
Перед применением тушь разводят (растирают) с небольшим количеством воды на специальной, чаще всего каменной, площадке — тушечнице. Во время работы тушь лежит на столе каллиграфа на особой подставке. Когда работа закончена, тушь просушивают и убирают на хранение в футляр. Качество туши специалисты оценивают по множеству признаков: плотности, запаху и даже звуку при постукивании. Разведённая тушь высокого качества густая, немного тягучая и маслянистая.
Ниже показаны разновидности ширококонечных стальных перьев, сдвоенный карандаш и остроконечное перо. Первые выпускаются зарубежными фирмами комплектно, с разной шириной пишущей части, от самых тонких — 0,5 мм до 5 мм и больше. Не надо отчаиваться, если вы не имеете фабричных стальных перьев. Их могут заменить тростниковые (восточное название — калам), птичьи.
В конце концов, когда под рукой нет хорошего пера, пригодится даже щепка любого дерева, из которой можно смастерить инструмент, имитирующий настоящее перо.
Разновидность ширококонечных перьев, срезы пишущих частей: 1 — прямой срез; 2–3 — правые срезы; 4 — левый срез для левши; 5 — декоративное перо; 6 — нотное перо; 7 — плакатное перо; 8 — сдвоенный карандаш; 9 — остроконечное перо.
Существует три основных разновидности писчих кистей —волчьи кисти, кисти из козьего меха, заячьи кисти. На самом деле волчьи кисти делаются из меха колонка (по-китайски буквально «желтый волк»). Имеются также смешанные типы кистей из нескольких видов меха, а также встречаются редкие, экзотические кисти (из меха тигра, лебяжьего пуха и т. п.), обычно изготовляемые в очень малых количествах и, как правило, на заказ. Кисти бывают маленькие, средние и большие. В каждом из данных разделов существует ещё целый ряд градаций и уточнений (иногда на кисти пишут тип иероглифов или стиль, для которого она предназначена и т. п.). По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих подразделов.
Ручка кисти изготавливается обычно из бамбука или недорогих пород дерева, однако у драгоценных «мастерских» кистей встречаются ручки из фарфора, нефрита, махагона и прочих редких материалов.
Часто рабочая поверхность кисти отделяется от ручки специальной вставкой — пластмассовой или деревянной в обычных современных кистях, роговой или костяной — в «мастерских» и старинных кистях, под которой находится крепление ворса. На тыльной стороне ручки часто имеется специальная петелька, за которую кисть можно подвешивать для просушки.
Редкие дорогие кисти, как правило, продают и хранят в специальных футлярах. Обычные кисти при продаже часто снабжают особым колпачком, надевающимся на ворс, чтобы не повредить рабочую поверхность кисти при транспортировке. Иногда такие колпачки прилагаются к дорогим кистям вместе с футляром.
Тушечница
Изо всех «четырёх драгоценностей кабинета» наибольшим многообразием форм, материалов и видов исполнения обладают тушечницы — специальные подставки для растирания туши.
Тушечницы могут быть сделаны из:
Тушечницы бывают с крышками и без, лёгкими переносными и тяжёлыми стационарными. При выборе тушечницы непременно нужно обращать внимание не только на её размер и форму, но и на качество отделки рабочей поверхности. Дно тушечницы должно быть ровным, без трещин и выступов, хорошо отполированным.
Вместе с самим искусством каллиграфии китайцы возвели в культ и, так сказать, орудия труда, «четыре драгоценности ученого» — бумагу, кисть, тушь и тушечницу. Если верить новейшим археологическим исследованиям, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках, относящиеся к эпохе Шан (XVI—XI вв. до н. э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает, по меньшей мере, три тысячи лет.
С бумагой история примерно такая же. Две тысячи лет назад древние греки и римляне мучились с египетским папирусом, а хитрые китайцы уже наловчились изготавливать бумагу из подручного материала — волокон бамбука, некоторых трав и старого тряпья. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н. э. (в то время как в Европе китайская тушь стала применяться только в XVII веке). Твердая тушь изготавливалась на основе сажи, которая получалась путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея. В особо качественные туши добавлялись мускус и гвоздика — для аромата. Как и подобает культовым фетишам, письменные принадлежности почитались как самые дорогие вещи, требующие особого отношения.