Т-34 - советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942-1947 годов являлся основным танком РККА и ВС СССР до поступления в войска его модификации Т-34-85. Самый массовый танк Великой Отечественной войны и послевоенного времени.
Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода №183 под руководством М.И. Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего дизель-мотора В-2, благодаря которому Т-34 унаследовал от БТ необычайно высокую удельную мощность, обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство в проходимости, манёвренности, подвижности. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы.
Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и ходовыми характеристиками.
Необходимость создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование, хорошо понималась в СССР. С этой целью был разработан КВ-1 (названный в честь маршала Климента Ворошилова) - тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны, применялся также в войне с Финляндией. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года.
Первоначальный проект танка КВ предусматривал кроме основной пушки калибра 76,2 мм еще спаренную 45 мм пушку. Но на прототипе, направленном на испытания на Карельский перешеек, спаренную пушку сняли и установили вместо нее пулемет ДТ.
Танк КВ успешно прошел боевые испытания - его не могли поразить противотанковые пушки противника. Выявился только один недостаток - 76 мм пушка танка КВ первой серии оказалась недостаточно сильной. Для этой цели позднее был создан танк КВ-2, вооруженный 152 мм гаубицей.
БТ-7 - советский колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940-х годов. Третий танк семейства лёгких танков БТ. В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего произведено 5763 машины.
На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму усечённого эллиптического конуса. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм без изменений в конструкции башни. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа, либо радиостанция.
Летом и осенью 1934 года танки прошли полную программу испытаний. Комиссия посчитала, что курсовой пулемёт для машины с экипажем в 3 человека является лишним, а башня имеет недостаток из-за несовместимости пулемёта с башней. В итоге в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с более простой башней от танка БТ-5.
Т-60 - советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе №37 под руководством Н.А. Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах.
Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920 едициц Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи и учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси.
Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской Армии, до настоящего времени сохранилось шесть подобных танков в музеях России и Финляндии.
СУ-76 - советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.
Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60 и Т-70. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила некоторые лёгкие танки. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Часто отмечаемыми слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от огня сверху и миномётных мин. С другой стороны, открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор и позволяла экипажу использовать гранаты и стрелковое оружие, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон - лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности вместе с пехотой.
ИС-2 (Объект 240) - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, где индекс 122 означает калибр основного вооружения машины.
ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков в мире на то время. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1993 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах.
СУ-85 - средняя по массе советская САУ, относящаяся к классу истребителей танков. Активно и успешно использовалась с сентября 1943 года до окончания Великой Отечественной войны.
СУ-85 создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в производство летом 1943 года. Согласно отчетам было выпущено 2335 серийных машин.
Машины этой марки выпускались на Уральском заводе тяжёлого машиностроения в Свердловске с августа 1943 по октябрь 1944 года. 85-мм пушка Д-5С позволяла СУ-85 эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков.
После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов с сентября 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85М отличалась более мощной лобовой броней, увеличенным боезапасом и наличием командирской башенки с пятью смотровыми щелями. До декабря 1944 года было построено 315 таких машин.
ИСУ-152 (Объект 241) - советская тяжёлая САУ периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ», означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины. Жаргонное название ИСУ-152 - «Зверобой».
Разработана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне - октябре 1943 года и принята на вооружение РККА 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе, продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии.
В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Они также поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения СССР и заменены более современными САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.