Як-1 - советский одномоторный истребитель Второй мировой войны. Первый боевой самолёт, разработанный заводом №115 под управлением А.С. Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 годы; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций.
Бортовое вооружение - одна 20-мм пушка ШВАК для стрельбы через ось редуктора двигателя и два крупнокалиберных пулемёта Березина. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 569 км/ч (на высоте 4860 м). Высоту в 5000 м набирал за 5,7 мин.
ЛаГГ-3 - одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Второй Мировой войны. Использовался в качестве истребителя, перехватчика, бомбардировщика, разведчика, производился в 1941-1944 гг. Один из трёх истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед вторжением Германии на территорию СССР.
Руководителем проекта и начальником ОКБ-301 по созданию ЛаГГ-3 был В.П. Горбунов, oднако, самолёт назван по фамилиям не только руководителя проекта Горбунова В.П., но и его ближайших сотрудников: Лавочкина С.А. и Гудкова М.И.
Положительные качества: мощное вооружение на первых сериях, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов.
Недостатки: слабый двигатель и вследствие этого плохая тяговооружённость, недоработки конструкции из-за рекордно коротких сроков разработки, чрезмерный вес вследствие применения слабоизученного материала.
МиГ-3 - советский высотный истребитель времён Второй мировой войны, основной ночной истребитель ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.
Прототип И-200, несмотря на принятие его к серийной постройке, не удовлетворял всем предъявляемым к нему требованиям. Прежде всего, нужно было значительно увеличить дальность полёта. Кроме того, был ещё ряд недостатков, главный из которых - штопор при больших углах атаки. Этот недостаток удалось устранить введением предкрылков. В ходе испытаний самолёта стал разрабатываться модифицированный тип, проходивший испытания в конце 1940 года.
Несмотря на значительный взлётный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6000м он был по манёвренности лучше других истребителей. Это был многообещающий самолёт.
И-16 (в просторечии - «Ишак») - советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в ОКБ советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первых в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Самолёт имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку.
Выпускался в СССР и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года.
Конструкторы намеренно сделали самолёт аэродинамически неустойчивым, исходя из популярной тогда гипотезы, что неустойчивая аэродинамика планера позитивно скажется на манёвренности истребителя в бою.
И-153 «Чайка» - советский поршневой истребитель 1930-х - 1940-х годов.
Создан в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием самолёта И-15. Основное отличие - убираемые шасси. Кроме того, многое в конструкции было пересмотрено. Считался наиболее совершенным серийным истребителем такой схемы.
Во второй половине 1940 года началось переоборудование ранее выпущенных истребителей И-153 в штурмовики (с установкой направляющих для запуска РС-82).
К началу Великой Отечественной войны окончательно устарел и не мог, ввиду низкой скорости, догнать даже некоторые модификации бомбардировщиков, не говоря уже про истребители. Однако в начале войны применялся в качестве истребителя, в том числе в ПВО при обороне Москвы, а также в качестве лёгкого штурмовика.
Як-9 - советский одномоторный истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением А.С. Яковлева. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.
Як-9 являлся продолжением истребителей Як-1 и Як-7. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 был во всех отношениях более совершенным. Это естественно, поскольку при создании этого самолёта был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-1. Использование металла позволило, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолёта более мощным вооружением.
Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. Выпуск Як-9 на заводе №153 достигал 20 самолётов в день.
Самолет принимал участие во всех операциях, начиная со Сталинградской битвы. Все модификации истребителя обладали отличными лётно-техническими характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям.
Ла-7 - советский одномоторный одноместный истребитель-моноплан. Является дальнейшим развитием самолёта Ла-5ФН. Разработан ОКБ-21 (г. Горький) под руководством С. А. Лавочкина.
В декабре 1943 года был построен первый прототип Ла-7. В воздух же он смог подняться только в конце января следующего года, 16 февраля поступил на государственные испытания, и 15 марта уже был принят на вооружение. Весной 1944 года новый истребитель под именем Ла-7 появился на фронте и к ноябрю полностью вытеснил с конвейера Ла-5ФН.
Ла-7 - один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны, обладающий высокими лётно-техническими характеристиками: высокая манёвренность и сильное вооружение. Считается, что он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Всего до конца Второй мировой войны было выпущено 5753 самолёта Ла-7.
Пе-2 (прозвище «Пешка») - советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА. Самый массовый бомбардировщик советского производства, всего выпущено 11500 единиц.
Разработка начата силами конструкторов и инженеров во главе с В.М. Петляковым в специальном КБ-29 в середине 1938 года.
Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя ВИ-100, Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском под управлением лётчиком-испытателем Стефановским П. М., по завершении испытаний начал выпускаться серийно в конце 1940 года.
Ил-4 (ДБ-3Ф) - двухмоторный дальний бомбардировщик времён Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С.В. Ильюшина.
Является дальнейшим развитием ДБ-3, с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем (под другую технологию производства), крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси.
Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны.
По итогам первых двух лет эксплуатации самолёта в декабре 1938 была проведена конференция по обмену опытом, где представители ВВС отмечали, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надёжность моторов М-87.
Ил-2 - советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук.
Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «черной смертью».
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство.
Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе №18. Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах №1 и №30. Из общего количества Ил-2 (36 183 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве (завод №18) - 26 888 шт. Некоторое время в течение 1941-1942 годов самолёт выпускался заводом №381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.