Отечественная педагогическая мысль XX века
Становление и развитие советской педагогики
Советская педагогическая наука зарождалась и развивалась вместе со становлением новой школы и системы народного образования. Условно в этом процессе выделяют периоды 1920-30-е гг.; 1940-50-е гг; 1950-80е гг.
Для первого периода 1920-1930-х гг. было характерно:
- утверждение марксистско-ленинского учения как методологической основы педагогики;
- определяющая роль принципов классовости, историзма, научности, связи теории с практикой в трактовке содержания и методологического аппарата педагогической теории;
- значительное разнообразие педагогических идей и концепций, повлекших педагогические дискуссии;
- преобладание педагогических концепций и теорий гуманистической ориентации;
- обращение к идеям реформаторской педагогики стран Западной Европы и США, особенно в 1920-е гг.
Основными направлениями деятельности ученых-педагогов были: создание концепции новой социалистической школы; пересмотр педагогического наследия прошлого с новых идеологических позиций и попытки осмысления педагогической теории в свете марксизма-ленинизма.
Значительный вклад в становление педагогической науки новой эпохи внесли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, М.В.Покровский, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, С.Т.Шацкий, М.М.Пистрак, А.Г.Калашников, А.С.Макаренко и др. По большинству проблем шли острые дискуссии.
Формирование концепции новой социалистической школы
При создании концепции новой трудовой школы осмыслению подвергались проблемы статуса школы, ее взаимоотношении с государством; единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования; взаимодействие школы со средой.
Подвергая критике дореволюционную школу за ее антинародный характер, Н.К.Крупская (1869-1939) видела цель новой школы в «воспитании всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей подготовленных в теории и на практике ко всякого рода к труду…,умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь, Такие люди необходимы социалистическому обществу, без них социализм не может осуществиться полностью» («К вопросу о социалистической школе», 1918).
Так же она отмечала, что советская школа:
- должна быть тесно связана с жизнью, практикой через организацию общественной работы школьников (помощь в ликвидации неграмотности среди членов своих семей, друзей; санитарную пропаганду; распространение научных знаний для улучшения сельскохозяйственных и прочих видлов трудовой деятельности и пр.);
- сочетать умственное образование с политехническим на всех ступенях и, особенно, – на второй: «Политехнизм не есть какой либо особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины…Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практической деятельностью, и особенно увязка их с обучением труду...» («Политехническая школа», 1920);
- должна соединять обучение с производительным трудом, что принципиально будет отличать ее как «пролетарскую» школу от других учебных заведений дореволюционной эпохи; при этом производительный труд необходимо подчинять учебно-воспитательным целям, чтобы развить интерес к технике, политехнический кругозор, самостоятельность учащихся.
Данные идеи создания новой трудовой политехнической школы были поддержаны А.В.Луначарским, М.Н.Покровским, которые выступали за сохранение социального статуса школы и были против растворения ее в потоке жизни, превращения в «производственную коммуну».
Существенный вклад в теорию новой школы внес С.Т.Шацкий (1878-1934). Он рассматривал школу как динамичную и органическую составляющую среды, сложную систему, « которая организует и изучение жизни, и участие школы в ней». Авторская концепция трудовой школы С.Т. Шацкого была воплощена им в деятельности школы-комплекса - Первой опытной станции по народному образованию (1919).
Альтернативные позиции по различным аспектам теории советской школы занимали П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский, В.Н.Шульгин, М.М.Пистрак, А.К.Гастев. Они были представлены следующими утверждениями:
- школа должна быть «непартийной», «неполитической» (П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский);
- производство – часть школьной работы и школьного обучения (М.М.Пистрак); надо превращать фабрики, заводы, совхозы, колхозы в предприятия - школы (В.Н.Шульгин);
- политехнизм – это «введение современных производственных и культурно-технических навыков в их широком объеме в систему воспитания», т.к. культура – это не образование, а сноровка (А.К.Гастев).