История

О проекте Отечественная педагогическая мысль Переосмысление мет. основ и создания первых теорий Основные положения теории Макаренко Сущность философско-педагогических воззрений

Отечественная педагогическая мысль XX века

Становление и развитие советской педагогики

Советская педагогическая наука зарождалась и развивалась вместе со становлением новой школы и системы народного образования. Условно в этом процессе выделяют периоды 1920-30-е гг.; 1940-50-е гг; 1950-80е гг.

Для первого периода 1920-1930-х гг. было характерно:

Основными направлениями деятельности ученых-педагогов были: создание концепции новой социалистической школы; пересмотр педагогического наследия прошлого с новых идеологических позиций и попытки осмысления педагогической теории в свете марксизма-ленинизма.

Значительный вклад в становление педагогической науки новой эпохи внесли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, М.В.Покровский, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, С.Т.Шацкий, М.М.Пистрак, А.Г.Калашников, А.С.Макаренко и др. По большинству проблем шли острые дискуссии.

Формирование концепции новой социалистической школы

При создании концепции новой трудовой школы осмыслению подвергались проблемы статуса школы, ее взаимоотношении с государством; единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования; взаимодействие школы со средой.

Подвергая критике дореволюционную школу за ее антинародный характер, Н.К.Крупская (1869-1939) видела цель новой школы в «воспитании всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей подготовленных в теории и на практике ко всякого рода к труду…,умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь, Такие люди необходимы социалистическому обществу, без них социализм не может осуществиться полностью» («К вопросу о социалистической школе», 1918).

Так же она отмечала, что советская школа:

Данные идеи создания новой трудовой политехнической школы были поддержаны А.В.Луначарским, М.Н.Покровским, которые выступали за сохранение социального статуса школы и были против растворения ее в потоке жизни, превращения в «производственную коммуну».

Существенный вклад в теорию новой школы внес С.Т.Шацкий (1878-1934). Он рассматривал школу как динамичную и органическую составляющую среды, сложную систему, « которая организует и изучение жизни, и участие школы в ней». Авторская концепция трудовой школы С.Т. Шацкого была воплощена им в деятельности школы-комплекса - Первой опытной станции по народному образованию (1919).

Альтернативные позиции по различным аспектам теории советской школы занимали П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский, В.Н.Шульгин, М.М.Пистрак, А.К.Гастев. Они были представлены следующими утверждениями: