История

О проекте Отечественная педагогическая мысль Переосмысление мет. основ и создания первых теорий Основные положения теории Макаренко Сущность философско-педагогических воззрений
>

Переосмысление методологических основ педагогики. Попытки создания первых теорий коммунистического воспитания, образования и обучения

В 1918-1920 гг. и в последующие годы были сделаны первые шаги по пути создания советской научной педагогики на базе марксизма-ленинизма. Активные поиски новых подходов происходили по проблемам предмета педагогики, сущности педагогического процесса, организации и содержания воспитания и обучения учащихся.

Появились первые значительные теоретические работы П.П.Блонского «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925) и А.П.Пинкевича «Педагогика» (1923). П.П.Блонский определяет педагогику как науку о воспитании, преднамеренно организованном длительном воздействии на развитие данного организма; отождествляет педагогику с антропотехникой, а педагогический процесс – с педотехникой. Научная педагогика, по Блонскому, должна быть своеобразной эмпирической наукой, а не прикладной философией. Эксперимент в педагогике возможен и допустим, как и в медицине. Такая позиция в конечном итоге привела Блонского к мысли о замене педагогики педологией («Педология», 1934, 1936), которая уже имела распространение в западно-европейской педагогической мысли.

Критикуя биологизаторский подход к воспитанию, А.П. Пинкевич определял педагогику как науку социально-биологическую, тесно связанную с психологией что позволяет учитывать возрастные особенности детей при воспитании и обучении («психогенетический параллелизм»).

Важным моментом в развитии советской педагогики было создание трехтомной «Педагогической энциклопедии», под редакцией А.Г.Калашникова (1927-1929). В ней была сделана попытка рассмотреть весь круг теоретических и практических вопросов воспитания и образования: от дошкольного возраста до вопросов массовой политико-просветительной работы.

В теории воспитания конкретизировалась основная программная цель – всестороннее развитие личности, разрабатывались такие кардинальные проблемы, как воспитание коллективизма и функции ученического самоуправления, роль пионерской и комсомольской организаций, различные направления воспитания (умственное, трудовое, нравственное, атеистическое воспитание и др.). Вопрос организации трудовой деятельности учащихся был одним из основных. Признание получили идеи о необходимости организации труда в соответствии с возрастными особенностями учащихся, важности производительного труда, воспитательном значении общественно-полезного труда, формах трудовой деятельности: школьные мастерские, учебные цехи и др.

Ярким подтверждением значимости проблем воспитания явился практический педагогический опыт. Уже в 20-е годы педагогами-энтузиастами были созданы гуманистические воспитательные системы. Это «Школа жизни, организованная в Москве Н.И.Поповой, школа для беспризорных и трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф.М.Достоевского в Петрограде во главе с В.Н.Сорокой-Росинским, школа-коммуна №1, созданная в Одессе С.М.Ривесом и др.

Обобщающим трудом в области теории воспитания стала работа Ф.Королева и Л.Раскина «Воспитательные задача школы» (1930), в котором раскрывались цели, содержание, формы и методы коммунистического воспитания в период борьбы за построение фундамента социализма. Самый значительный клад в теорию воспитания внес А.С.Макаренко.

В 1920 - 30-е гг. активно разрабатывались проблемы дидактики и методики обучения. При этом к их рассмотрению подходили по-разному. В первые послереволюционные десятилетия отрицался урок (А.Г.Калашников) и обосновывались занятия в группе, студии (П.П.Блонский); пропагандировались исследовательский метод, метод проектов (М.М.Пистрак) и др. В 30-е гг. интерес к уроку как основной форме обучения возрождается. Были сформулированы общедидактические требования к уроку (Б.П.Есипов), предпринята попытка классификации типов урока (И.Н.Казанцев), шел поиск оптимальной структуры урока, обеспечивающей понимание знаний, развитие активности учащихся (Р.Г.Лемберг). Не оправдавший себя комплексно-программный подход к содержанию образования (Н.К.Крупская, П.П. Блонский) был заменен диалектико-материалистическим (Ш.И.Ганелин).

Для периода 1940-1950-х гг. было характерно:

В 1943 г. создается АПН РСФСР, объединившая ученых и педагогов-практиков для разработки актуальных вопросов педагогической теории и практики, подготовки к изданию трудов авторов классической педагогики.

Проблематика педагогических исследований 40-х – 50-х годов отличалась многообразием. Исследовались общие основы педагогики (Н.К.Гончаров, 1947). В теории воспитания основной акцент был сделан на изучение вопросов идейно-политического и патриотического воспитания молодежи; формирования дисциплинированности школьников (Л.Е.Раскин, 1946;Э.И.Моносзон,1948 и др.); нравственного воспитания (Н.И.Болдырев,1952). Большой вклад в теорию воспитания личности, ее гражданской позиции в условиях коллектива внес В.А.Сухомлинский («Воспитание коллективизма у школьников»,1959; «Воспитание коммунистического отношения к труду»,1959 и др.).

Развитие советской дидактики этого периода ознаменовала деятельность М.Н.Скаткина (наука и учебный предмет, научные основы методики, принципы обучения), А.А.Смирнова (процессы мышления, психология усвоения понятий школьниками), М.А.Данилова (подготовка учащихся к активному восприятию, сущность обучения и др.).

Большое значение имело создание учебников по педагогике нового поколения. Среди них: П.Н.Груздев (1940), А.И.Каиров (1948), Б.П.Есипов и Н.К.Гончаров (1950), И.П.Огородников и П.Н.Шимбирев (1950).

Несомненно, что многие идеи отечественной педагогической мысли первой половины XX века послужили фундаментом для дальнейшего развития педагогики как науки и оказали существенное влияние на практику образования и деятельность советской школы.

Педагогическая теория А.С.Макаренко

А.С.Макаренко (1888-1939) – выдающийся отечественный педагог, Его деятельность – это вклад в теоретическую педагогику (её методологию, теорию воспитания), а также в практическую, связанную с организацией воспитания и перевоспитания детей и подростков.

Основные вехи жизни и творчества: родился в г.Белополье Харьковской губернии, в рабочей семье; 1905 г.- окончил Кременчугское городское училище и педагогические курсы при нем; назначен учителем Крюковского железнодорожного училища; 1914-17-й гг.- обучение в Полтавском Учительском институте, окончание его с золотой медалью; деятельность инспектора ж/д высшего начального училища в Крюкове; 1920 г.-назначен заведующим колонией для несовершеннолетних правонарушителей (колония им .А.М.Горького); 1927 г. – деятельность в коммуне им.Дзержинского; 1935 г. – назначен на должность помощника начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины в Киеве. Скоропостижно скончался 1 апреля 1939 г. Не последнюю роль в этом сыграла принципиальность Макаренко в отстаивании своей позиции перед руководством, следствием чего стал донос, клеймивший его как идейного врага партии (см. «Донос, или почему закрыли коммуну им.Дзержинского». –Учительская газета,12 сент.1989).

Педагогическое наследие Макаренко, несмотря на неоднозначные оценки как за рубежом, так и в нашей стране, получило всемирную известность и признание.

Педагогические воззрения А.С.Макаренко нашли отражение в следующих наиболее значимых работах: «Педагогическая поэма»(1933); «Флаги на башнях»; «Методика организации воспитательного процесса» (1935-1936 гг.);«Цель воспитания» (1937), «Лекции о воспитании детей» (1937); «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (1938), «Книга для родителей» (1938); и др.