Сущность философско-педагогических воззрений
Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру.
Исходя из антропоцентризма русской философии, предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антропологии. Видел смысл воспитания в «духовном устроении», в идее спасения, осмысливал физическое, социально-интеллектуальное, моральное, эстетическое и религиозное развитие как восхождение к духовному началу. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу.
Дал своё понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное воспитание», выступая против сторонников свободного воспитания. Педагогические течения, ставящие в центре всего ребёнка и его индивидуальные запросы, направлены на воспитание эгоиста, пользующегося всего благами социального развития, но живущего только своими проблемами. Жизнь всегда и везде социальна, поэтому воспитание означает, что бессознательное случайное воздействие общества на детей должно стать сознательным и планомерным. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Всё это не исключает развития индивидуальных способностей и особенностей ребёнка, а лишь «придаёт этой задаче новый смысл».
Согласовать идею личности с социальной средой возможно лишь через естественную, приводящую к возникновению коллективного духовного начала и благодатную соборность, которой является церковь.
Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребёнка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Признавал право ребёнка на индивидуальность и свой путь развития. Отстаивал идею «эмоционализма», понимая под ним стремление к охране, развитию и укреплению основных сил души, «основных её эмоциональных движений».
Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребёнка. Раннее детство – ребёнок вживается в весь безграничный мир смыслов, в природу, в человеческие отношения. Второе детство – ребёнок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и социальной жизни. Отрочество – для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жизнью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощённая и просветлённая развитием эроса. Юность – период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанных религиозной верой в Бога.
Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».
Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая – «воспитание души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть связано с трудом души.
Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном мировоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуиции.
Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, ивой, всецелой и свободной погружённости души в жизнь церкви.
Физическое воспитание оправданно, «оно священно как устроение жизни тела».
Сексуальное воспитание – имеет чрезвычайно серьёзное значение. «Устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности». Энергия пола – одно из самых глубоких и творческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Удовлетворение сексуальных желаний без любви – извращение и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разрешаться только в браке.
Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность ребёнка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства.
Разработка педагогических теорий и концепций во второй половине XX века.
В развитии педагогической мысли условно выделяют периоды 1960-80-х и 1990-х годов.
Общественно-политическая «оттепель» конца 50-х – начала 60-х гг. дала импульс возникновению и развитию новой тенденции, ознаменовавшей начало личностно-ориентированной педагогической теории и практики. Наиболее отчетливо данная тенденция проявилась в следующих педагогических концепциях и теориях:
- концепция формирование духовных потребностей личности (Ю.В.Шаров);
- концепция познавательного интереса (Г.И.Щукина);
- концепция педагогического стимулирования (А.П.Кондратюк, Л.Ю.Гордин);
- концепция личностно-ориентированного обучения (Е.Бондаревская, И.Якиманская );
- теория проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Махмутов );
- теория программированного обучения (В.П.Беспалько);
- теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский).
В 60-е -70-е гг. продолжаются исследования в области теории воспитания, особенно воспитательного коллектива (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова). Фундаментальный вклад в теорию всестороннего развития личности внес Б.Т.Лихачев.
Особую известность получает концепция воспитания человека-гражданина В.А.Сухомлинкого (1918-1970). Свои педагогические взгляды на проблемы воспитания молодёжи Сухомлинский изложил в целом ряде работ, в т.ч. «Воспитание коллективизма у учеников» (1956), «Павлышская средняя школа» (1969), «Сердце отдаю детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970) и др.
Ведущими педагогическими идеями Сухомлинского являются:
- доверие и уважение к детской личности;
- превращение деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс;
- ограничение сферы влияния коллектива на личность;
- воспитание без наказания – признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности;
- воспитание у школьников свободы выбора;
- иерархичность воспитания – ведущей сферой является духовность, опосредующая другие черты личности.
Гражданское и патриотическое воспитание Сухомлинский рассматривает как важные составляющие процесса гармонического формирования личности, которые реализуются через учение, труд, игру, чтение, праздники, определяют в конечном итоге жизненную устремлённость человека, его поведение в обществе и соотносятся с его нравственными идеалами.
В 80-е гг. появляется своеобразное общественно-педагогическое движение – «педагогика сотрудничества», заключившая в себе новый подход к технологиям обучения и воспитания. При этом исследователи (З.И.Равкин) отмечают два ее аспекта, не противоречащих друг другу: первый – в большей мере тяготеет к жесткой технологической схеме, рассчитанной на максимальную оптимальность учебного процесса (В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова); второй – представляет собой гибкую, подвижную, нацеленную на создание благоприятных условий для самореализации личности технологическую систему (Е.Н.Ильин, И.П.Волков, М.П.Щетинин).
Новая тенденция в развитии отечественной педагогической науки обнаружила себя в связи с событиями начала 1990-х годов. Она проявилась в:
- отказе от принципов партийно-классового подхода, авторитарно-административной педагогики; переосмыслении исследований прошлых лет при сохранении их общей значимости;
- поиске теоретических основ педагогики и школы в контексте базовой гуманистической парадигмы, основанной на антропологическом, культурологическом, синергетическом, ресурсном и компетентностном подходах, новой философии образования для XXI века;
- ориентации на общечеловеческие духовные ценности;
- интегрировании педагогического знания с другими областями наук и практикой образования;
- возрождении лучших традиций отечественной педагогики, искаженных догматами советской эпохи;
- возможности альтернативных исследований и использования достижений мировой педагогической науки, современных технологий научного поиска.