История

О проекте Отечественная педагогическая мысль Переосмысление мет. основ и создания первых теорий Основные положения теории Макаренко Сущность философско-педагогических воззрений

Сущность философско-педагогических воззрений

Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяются из общего отношения человека к миру.

Исходя из антропоцентризма русской философии, предлагал строить педагогику на фундаменте христианской антропологии. Видел смысл воспитания в «духовном устроении», в идее спасения, осмысливал физическое, социально-интеллектуальное, моральное, эстетическое и религиозное развитие как восхождение к духовному началу. Школа должна быть религиозной не только по содержанию, но и по своему духу.

Дал своё понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное воспитание», выступая против сторонников свободного воспитания. Педагогические течения, ставящие в центре всего ребёнка и его индивидуальные запросы, направлены на воспитание эгоиста, пользующегося всего благами социального развития, но живущего только своими проблемами. Жизнь всегда и везде социальна, поэтому воспитание означает, что бессознательное случайное воздействие общества на детей должно стать сознательным и планомерным. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Всё это не исключает развития индивидуальных способностей и особенностей ребёнка, а лишь «придаёт этой задаче новый смысл».

Согласовать идею личности с социальной средой возможно лишь через естественную, приводящую к возникновению коллективного духовного начала и благодатную соборность, которой является церковь.

Говорил о связи воспитания с содержанием жизни ребёнка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Признавал право ребёнка на индивидуальность и свой путь развития. Отстаивал идею «эмоционализма», понимая под ним стремление к охране, развитию и укреплению основных сил души, «основных её эмоциональных движений».

Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребёнка. Раннее детство – ребёнок вживается в весь безграничный мир смыслов, в природу, в человеческие отношения. Второе детство – ребёнок стремится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и социальной жизни. Отрочество – для подростка характерны мечтательность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своей жизнью. От отрочества в юность приходит могучая сила пола, укрощённая и просветлённая развитием эроса. Юность – период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанных религиозной верой в Бога.

Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти».

Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая – «воспитание души через приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание должно быть связано с трудом души.

Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном мировоззрении через развитие инициативы ума, творческих сил и интуиции.

Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, ивой, всецелой и свободной погружённости души в жизнь церкви.

Физическое воспитание оправданно, «оно священно как устроение жизни тела».

Сексуальное воспитание – имеет чрезвычайно серьёзное значение. «Устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности». Энергия пола – одно из самых глубоких и творческих движений в человеке, и суть его в глубокой потребности выйти за пределы своей личности и достигнуть всецелого и глубокого соединения с любимым существом. Удовлетворение сексуальных желаний без любви – извращение и искажение закона целостности, заложенного в душе человека. Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разрешаться только в браке.

Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность ребёнка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства.

Разработка педагогических теорий и концепций во второй половине XX века.

В развитии педагогической мысли условно выделяют периоды 1960-80-х и 1990-х годов.

Общественно-политическая «оттепель» конца 50-х – начала 60-х гг. дала импульс возникновению и развитию новой тенденции, ознаменовавшей начало личностно-ориентированной педагогической теории и практики. Наиболее отчетливо данная тенденция проявилась в следующих педагогических концепциях и теориях:

В 60-е -70-е гг. продолжаются исследования в области теории воспитания, особенно воспитательного коллектива (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова). Фундаментальный вклад в теорию всестороннего развития личности внес Б.Т.Лихачев.

Особую известность получает концепция воспитания человека-гражданина В.А.Сухомлинкого (1918-1970). Свои педагогические взгляды на проблемы воспитания молодёжи Сухомлинский изложил в целом ряде работ, в т.ч. «Воспитание коллективизма у учеников» (1956), «Павлышская средняя школа» (1969), «Сердце отдаю детям» (1969), «Рождение гражданина» (1970) и др.

Ведущими педагогическими идеями Сухомлинского являются:

Гражданское и патриотическое воспитание Сухомлинский рассматривает как важные составляющие процесса гармонического формирования личности, которые реализуются через учение, труд, игру, чтение, праздники, определяют в конечном итоге жизненную устремлённость человека, его поведение в обществе и соотносятся с его нравственными идеалами.

В 80-е гг. появляется своеобразное общественно-педагогическое движение – «педагогика сотрудничества», заключившая в себе новый подход к технологиям обучения и воспитания. При этом исследователи (З.И.Равкин) отмечают два ее аспекта, не противоречащих друг другу: первый – в большей мере тяготеет к жесткой технологической схеме, рассчитанной на максимальную оптимальность учебного процесса (В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова); второй – представляет собой гибкую, подвижную, нацеленную на создание благоприятных условий для самореализации личности технологическую систему (Е.Н.Ильин, И.П.Волков, М.П.Щетинин).

Новая тенденция в развитии отечественной педагогической науки обнаружила себя в связи с событиями начала 1990-х годов. Она проявилась в: