Основные положения педагогической теории Макаренко
1. Методологические проблемы педагогики (сущность педагогики, законов воспитания, соотношение педагогической теории и практики)
Выступил с критикой педологии, претендовавшей на роль фундаментальной науки о детях; педоцентризма, недооценивающего воспитательную роль учителя; педагогики как прикладной науки, предоставляющей рекомендации для школьной практики. Обосновал педагогику как науку о воспитании, созидающую человека и несущую ответственность перед обществом за результаты данного процесса. Основанием для формирования законов воспитания должно быть изучение и обобщение реальной педагогической действительности («индукция цельного опыта»), а не только общие положения психологии, биологии, социологии, как предлагали педологи. При этом изучение и обобщение опыта необходимо проводить на основе положений марксистско-ленинской философии и других наук, используя определенные «дедуктивные положения». Педагогический закон проявляется в особенностях системы воспитания: ее социально-классовом содержании, идейно-политической направленности. Сформулировал положение о педагогической логике, т.е. логике воспитательного процесса как сложной динамической системы: решающим является не прямое воздействие отдельных средств, а действие всей системы средств.
2. Сущность, цель и задачи воспитания
Воспитание Макаренко рассматривал как процесс социальный в самом широком смысле. Ребенок взаимодействует с окружающей его действительностью посредством бесконечного числа отношений. В каждый момент это воздействие («хаос») создает определенные изменения в личности ребенка. В то же время развитие самого ребенка усложняет этот процесс. Поэтому воспитание является процессом объективным и диалектичным («ребенок живет, а не воспитывается»). В то же время воспитание - это процесс управляемый, в котором заинтересовано, прежде всего, само общество. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.
Отсюда требование – педагогически целесообразно организовать жизнь детей, «помогать ребенку самому создавать такие обстоятельства, которые стимулировали бы его учение, труд, физическое и духовное развитие».
Цель воспитания – это идеальная перспектива, своего рода «программа человеческой личности», «программа человеческого характера», которую обозначает государство и создает условия для ее реализации. Макаренко приводит основные составляющие такой программы: всестороннее общее образование, преданность партии, любовь к социалистической Родине, коллективизм, дисциплинированность, мужество, настойчивость, способность быть организатором, жизнерадостность, бодрость, трудолюбие. (см. «Педагоги пожимают плечами»). Итак, цель воспитания – воспитание человека с гражданской направленностью, человека общественника и коллективиста.
Педагогическое понимание цели воспитания связано с целеполаганием («педагогическим проектированием»), предполагающим реализацию общей цели. Основу для целеполагания воспитательного процесса составляет коллектив. Формирование и развитие воспитательного коллектива – основная обязанность педагога, выполнение которой во многом зависит от его мастерства.
3. Проблема «воспитательного коллектива». Взаимодействие личности и коллектива
Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив – ключевая идея воспитания (см. « Цель воспитания»). Среди основных признаков коллектива Макаренко выделял:
- наличие общественно-значимой цели (та, которая не противоречит общепринятым нормам морали и разделяется большинством членов общества);
- совместная деятельность по достижению цели; реально действующий актив;
- отношения ответственной зависимости, когда каждый член коллектива может быть и командиром, и рядовым, взаимопомощь, сочетающаяся с требовательностью;
- сознательная активная дисциплина, т.е. сам воспитанник понимает необходимость выполнения требований.
Дополнительными признаками коллектива являются: наличие традиций, ощущение гордости за свой коллектив, а так же сформированность общественного мнения.
Обобщая свой опыт работы, А.С.Макаренко намечает стадии развития коллектива:
I стадия. Главная фигура – воспитатель, который предъявляет требования к еще неорганизованной группе детей; ставит цели и планирует их достижение.
II стадия. Руководителя начинает поддерживать группа воспитанников, которая принимает его требования и активно помогает их реализовывать; выделяется актив как реально-действенная сила коллектива; происходит формирование общественного мнения и сознательной дисциплины.
III стадия. Расцвет коллектива. Присутствуют все его признаки. Роль актива – максимальная. Совместная деятельность, ориентация на успех, традиции, перспективы движения делают коллектив единым организмом.
IV стадия. Деятельность коллектива сочетается с самовоспитанием каждого его члена.
Главные условия жизни коллектива – трудовая деятельность, постоянное движение вперед (остановка – смерть для коллектива). Движение коллектива осуществляется в соответствии с четко определенными целями – перспективными линиями (близкие перспективы – завтрашняя радость; средняя и дальняя перспективы).
Параллельное воздействие – главный принцип и метод воспитания в коллективе, сущность которого в воздействии на воспитанника, с одной стороны, воспитателя, с другой стороны, - самого коллектива (через общественное мнение, традиции). Данное положение получило неоднозначные трактовки. Первым с критикой выступил В.А.Сухомлинский, отметив, что отношения ответственной зависимости подавляют личность, ее инициативность. В современной педагогике эту позицию поддержал Ю.Азаров (см. «Педагогика борьбы и преодолений».-Вожатый,1987.-№1). Однако педагогическая практика (И.П.Иванов, Караковский), исследования коллективной деятельности и ее влияния на личность (Н.И. Болдырев, Новикова), проведенные педагогами и психологами последующих лет, опровергают эти утверждения.
Важным для деятельности коллектива является дисциплинированность его членов. Любое нарушение дисциплины надо рассматривать с позиций нравственных и политических. Последняя заключается в том, что есть права и обязанности, которые человек должен знать и выполнять. В этой связи Макаренко предложил соблюдать ряд условий: целесообразность требования; обязательность для всех членов коллектива; последовательность предъявления требований. Основные методы – поощрение и наказание («арест», исключение из колонии, отстранение от дела и др.). При этом позиция Макаренко находилась в противоречии со взглядами Н.К.Крупской , П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, распространенными в 20-30-е годы и отрицавшими «детские суды», «кодексы наказаний», где перечислялись бы «штрафы» за совершенные проступки. Однако следует иметь в виду, что опыт Макаренко был связан с трудновоспитуемыми подростками, малолетними правонарушителями, в отношении которых подобные средства и формы дисциплинирования воспитанников вполне себя оправдывали.
4. Трудовое воспитание
Продолжая лучшие традиции гуманистической педагогики, осмысливая их в контексте социалистической эпохи, Макаренко предложил сосредоточить основное внимание на проблеме организации трудовой деятельности детей как необходимом условии формирования личности гражданина.
Исходной позицией явилось убеждение Макаренко в том, что учителя и ученики, родители и дети, их добрые взаимоотношения складываются в совместном созидательном труде при взаимном уважении к личности, достоинству каждого.
Следует подчеркнуть, что теоретические положения Макаренко о связи обучения с производительным трудом формировались на основе его опыта практической деятельности с детьми и подростками в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Это отчётливо прослеживается на примере его работы «Отношения, стиль, тон в коллективе». В этой работе Макаренко сосредоточил внимание на обосновании производительного труда как части воспитательного процесса, под воздействием которого созидательные и преобразующие силы, скрытые в ребёнке, подростке, получают выход в жизнь, что ускоряет процесс его становления – человеческого, гражданского, профессионального.
Ознакомление с другими работами А.С. Макаренко (особенно из серии «Лекции о воспитании детей в семье») позволяет понять, какое значение педагог придавал важности трудового воспитания ребёнка в семье, рассматриваемой им как первичный коллектив. «Тот ребёнок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений».
Макаренко подчёркивал, что необходимо своевременно приучать детей к активному участию в семейном хозяйстве, правильная постановка которого воспитывает коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентации, оперативность (см. лекцию «Семейное хозяйство»).
Не менее важным является ответственность родителей за систематическое и своевременное трудовое воспитание своих детей. Эту мысль Макаренко конкретизировал в лекции «Воспитание в труде».
- «…трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».
- «…трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости…», «…труд должен быть творческим…».
- «…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка».
- «Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека».
- «Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни».
Данные мысли были весьма созвучны идеям трудового воспитания К.Д. Ушинского.
Не потеряли своей актуальностии рекомендации по трудовому воспитанию в семье, среди которых Макаренко отмечает:
- постановку конкретной задачи трудовой деятельности;
- обеспечение свободы ребёнка в выборе средств её достижения;
- ориентацию ребёнка на ответственность за порученное дело;
- как можно более раннее начало трудового воспитания, преимущественно в игре;
- усложнение трудовых поручений с возрастом (см. перечень возможных трудовых поручений в семье);
- соблюдение принципов интереса и посильности в выполнении трудового поручения;
- требование высокого качества труда.
Макаренко также описывает средства стимулирования «трудового усилия» у детей. К ним он относит: личный пример родителей ; разъяснение необходимости выполнения трудового дела, его пользы; помощь в преодолении трудностей, воспитание терпеливости, настойчивость; просьба – «самый лучший и мягкий способ обращения»; принуждение – «от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного».
Макаренко не рекомендовал «применять в области труда какие-либо поощрения или наказания».
Таким образом, основные положения педагогической теории Макаренко - это:
- понимание им воспитания не только как объективного явления, но и специально организованного процесса, который начинается с педагогического проектирования, т.е. постановки цели и определения содержания её достижения («программа человеческой личности»);
- учение о коллективе: его роли в воспитании человека новой эпохи, признаки коллектива, стадии его развития, управление, положение личности в коллективе;
- концептуальные положения о семейном воспитании.