Мир театра
Театр все равно что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть.
Европейский театр возник в России в конце 17-го столетия. До его появления в драматургии существовало лишь искусство скоморохов. Оно очень сильно походит на европейский площадной театр. Они обладают множеством идентичных черт и традиций. Скоморохи организовывались на рынках, площадях и улицах с целью развлечь толпу. Этот вид искусства представлял собой набор незамысловатых сценок, в задачу которых входило осмеять власть и церковные порядки. Неудивительно, что такой театр пользовался грандиозным успехом и популярностью среди простого народа. Такие уличные представления были настоящей отдушиной для людей, которые постоянно находились под давлением бесправья. А высшие слои общественности по понятным причинам относились к скоморохам довольно холодно.
Во второй половине XVII столетия в развитии российской драматургии произошел определенный перелом. В 1672 году царем Алексеем Михайловичем был открыт первый придворный театр. Он специализировался на постановках пьес с историческим и религиозным содержанием, а актеры, в основном, были иностранного происхождения. Но, стоит отметить, что подобные сценические представления организовывались только для знатных особ, царя и его свиты. Поэтому вовсе не удивительно, что после смерти Алексея Михайловича умер и театр. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что профессионализация российского театра приходится на 18-е столетие.
18-век в России характеризируется трансформацией средневековой Московии в настоящую европейскую страну. Эти преобразования непосредственно связаны с эпохой правления Петра Великого – главного российского новатора.
В этот период развивались многие отрасли, в том числе, и театральное искусство. При Петре Великом стали организовываться регулярные сценические представления. При помощи императора театр становится инструментом выражения идей государственной политики. Стоит подчеркнуть, что такая тесная связь театра и власти просматривалась во всех последующих веках и в современной драматургии также. Главная цель театра при Петре заключалась в пропаганде его политики. Именно поэтому все спектакли были исключительно русскоязычными.
После кончины Петра Великого развитие драматургии в России значительно замедлилось. Следующий «рывок» театра припал на период правления царицы Анны Иоанновны. В эту эпоху театральное искусство просто расцвело. Театр Анны был призван развлекать общество, поэтому, в основном, доминировали комедии, которые не отличались глубоким смыслом. Очень часто сама Анна вносила коррективы в постановки, например, желала, чтобы герои избивали друг друга палками. А вот на период правления царицы Елизаветы пришелся настоящий расцвет классицистического театра.